Авторский сайт художника-славяниста,
г.Тверь

Пробуждение

Параметры товара Цена
95 * 65 см. (принт)7 000 руб.Заказать
65 *55 см. (принт)5 500 руб.Заказать
Другие размерыИНДИВИДУАЛЬНОЗаказать

Славянский Медвежий бог почитался в период двухнедельного празднества Комоедицы — языческого празднования священного Дня весеннего равноденствия (20 или 21 марта по современному календарю), после которого день становится длиннее ночи.

Почитание начиналось принесением жертвы великому Медовому зверю Кому, так звали Медвежьего бога, первыми выпекаемыми праздничными блинами, которые торжественно относили в лес. Затем, вооружившись горящими головнями, участники празднества шли «будить медведя». В яме, укрывшись валежником, лежал ряженый, изображавший спящего медведя. Участники праздника водили вокруг берлоги хоровод, крича, что есть мочи, стараясь разбудить косолапого. Затем начинали бросать в него ветки, снежки и прутья. «Медведь» не просыпался, пока одна из девушек не садилась ему на спину и не начинала прыгать на нём. Тогда «медведь» просыпался. Девушка убегала, оторвав кусок медвежьей шкуры или медвежью ногу. Ряженый вставал и начинал плясать, подражая пробуждению медведя, затем шёл искать свою потерю, опираясь на костыль. Поймав свою обидчицу, «мед ведь» тискал её в объятиях медвежьей хваткой.

Двухнедельную Комоедицу начинали праздновать за неделю до дня весеннего равноденствия и продолжали празднество неделю после. На эти две недели родичи каждого славянского рода собирались вместе для многодневного празднования и совершения обрядов. В дохристианской древности праздник заключался в разнообразных обрядовых действиях, перемежавшихся с весёлыми играми и пирами, которые, постепенно изменяясь, перешли затем в более поздние традиционные народные обычаи и обряды (сожжение соломенного чучела Зимы, выпекание жертвенного хлеба — блинов, переряживание).

На протяжении многих веков Комоедица сохраняла характер широкого народного гуляния, сопровождавшегося пиршествами, играми, состязаниями в силе, быстрой ездой на лошадях. В те давние времена празднование Комоедицы имело для славян большое функциональное значение — после долгой и холодной, а, зачастую, и полуголодной зимы, славянам надо было отъесться сохраненной до весны пищей, взбодриться и укрепить свои силы для предстоящих напряжённых полевых и прочих работ, непрерывно продолжавшихся всё теплое время года.